Это интервью проведено по электронной почте 10-11 марта 2003 года. Вопросы задавали [-mArc-] и Kelly, aka «edel». Перевод с английского — DeadAngel и Alexs.
Введение
8 марта 2003 года сценарист «Футурамы», исполнительный продюсер Кен Килер на 55 ежегодной церемонии вручения наград Союза Писателей Америки получил награду за сценарий в категории анимационных программ для ТВ. Церемония проходила отеле «Beverly Hilton», присутствовало около 2 500 человек. Самой первой вручалась награда за анимационную программу. Это было нововведение т. к. раньше анимационные программы не имели собственной категории, а была отдельная награда Клуба Авторов Анимационных Программ (Animation Writers Caucus Awards). Вручал награду голос Фрая, Зойдберга, Фарнсворта и других — Билли Вест (Billy West). Были показаны небольшие отрывки из всех 6 номинированных программ («Футурама»: эпизод «Godfellas», «Симпсоны»: три эпизода, один эпизод «King of the Hill», и рождественская программа «Santa, Baby!"). Серию «Godfellas» представлял эпизод, в котором Бендер разговаривает с богоподобной галактикой. Билли открыл конверт и с гордостью прочитал имя Кена, который отправился на сцену под теплые аплодисменты. Он взял награду, поблагодарил членов Союза, заметил, что создание сценариев для анимационных программ совместный труд и перечислил всех коллег, которые помогали ему при создании сценария. Билли и Кен покинули сцену под аплодисменты. На следующее утро мы связались с Кеном и попросили о небольшом интервью по электронной почте, на которое он охотно согласился.
Общие вопросы
Can't Get Enough Futurama: Исполнительный продюсер Дэвид Коэн (David X. Cohen) как-то сказал в интервью, что у вас есть докторская степень в области прикладной математики, а также диплом профессионального инженера-электрика. Как вы перешли от этого к созданию сценариев для телевизионных программ?
Кен Килер: Короткая версия: когда я закончил свою докторскую диссертацию, оказалось, что уже есть много новых докторов наук, претендующих на небольшое число исследований и академических должностей. А в это время люди, которых я знал по созданию комедийных рассказов еще со времен колледжа, получили хорошую работу на ТВ. Зная, что иду на большое безрассудство, я обратился в старое шоу Дэвида Леттермана (David Letterman). Тогда не нужен был свой агент, чтобы обратиться к Леттерману. Еще до получения ответа от него, я получил исследовательскую работу в Bell Labs, а потом со мной связались люди от Леттермана и предложили работу. Я почувствовал тогда, что если я не попробую писать, то буду сожалеть об этом всю оставшуюся жизнь. После года работы в Лабораториях Белла, я ушел к Леттерману. Я жалел об этом всю оставшуюся жизнь.
CGEF: А пригодилось ли вам все ваше многолетнее образование?
Кен: Конечно да. Например, серийный номер Бендера — 1729, исторически значимое число для всех математиков. Я бы сказал, что одна эта «шутка» стоит шести лет высшего образования.
CGEF: Что особенного в работе над «Футурамой», по сравнению с другими анимационными программами, над которыми вы работали — «Симпсонами» («The Simpsons») и «The Critic»?
Кен: Истории, которые мы можем создавать, очевидно, результат очень необычных условий. Конечно, люди, создающие «Симпсонов» и «The Critic», — очень-очень умные и образованные, но мне кажется, что команда «Футурамы» — самая сверх-образованная команда мужчин и женщин, из всех, что когда-либо собирались вместе для создания мультфильмов (и вообще телевизионных комедий, полагаю).
CGEF: Через Сколько стадий проходит процесс написания эпизода до завершения, и насколько сам сценарист причастен к тому, что получается в итоге?
Кен:
Сюжет «прогоняется» несколькими сценаристами, обычно половиной команды: придумывается основная идея эпизода (обычно автором сценария, но не всегда) и детально обсуждается, при этом предлагаются некоторые шутки (1-3 дня).
Автор создает набросок (1 неделя).
Дэвид Коэн просматривает набросок и предлагает внести некоторые изменения (обычно с моими вставками) в некоторые моменты, которые могут не «сработать», шутки, которые можно улучшить или заменить, после этого, часто, делается еще один «прогон» (1 день).
Автор создает первый черновик (1-2 недели)
Команда (включая и автора) прорабатывает каждую строчку черновика сценария, учитывая предложения Дэвида (а также самой команды и мои предложения). (1-2 недели).
Дэвид вносит окончательную правку (1-2 дня).
Мы устраиваем «застольные чтения»: приходят все актеры и читают сценарий. Их слушают сценаристы и персонал, и мы можем понять, какие моменты «срабатывают», а какие надо менять. После этого сценарий быстро переписывается (1-2 дня), а затем записываются основные диалоги.
Несколько месяцев спустя, появляется черновая черно-белая «карандашная» версия эпизода с приблизительной анимацией. После просмотра этой версии сценарий снова переписывается (1 день).
Месяц спустя мы получаем цветную, почти законченную версию эпизода (отсутствует музыка и звуковые эффекты). Мы снова просматриваем эпизод и снова его переписываем (1/2 дня).
Автор сценария работает на каждой стадии создания эпизода. И если ему действительно очень-очень нравится эпизод, который собираются вырезать, или что-то ему совсем не нравится, то его мнение учитывается, и он принимает заключительное решение по конкретному моменту, но не всегда. Бывший исполнительный продюсер «Симпсонов» Майк Рейс (Mike Reis) однажды сказал мне, во время работы над «Симпсонами», что если сценарист проделал (или проделала) исключительно хорошую работу над своим черновиком, то 33 % его может войти в финальную версию. Мне кажется, что это маловато, но такова установка. Сценарии для анимационных шоу, по моему мнению, — совместный труд, из-за существования большого интервала времени, за который переписывают сценарий. Вот почему, как я уже сказал на церемонии награждения, нечестно, что награду я получаю индивидуально.
Церемония награждения
CGEF: Какими были ваши надежды на то, что вы покинете церемонию с наградой в руках, соревнуясь при этом в одной категории сразу с тремя эпизодами «Симпсонов»?
Кен: Мои надежды сильно варьировались от безграничной сверх-уверенности до полного отчаянья (ведь Симпсоны — родоначальники жанра прайм-тайм мультсериала, и «Футураму» и «King of the Hill» невозможно представить отдельно от них). Как бы ни было, мои надежды покинуть церемонию с трофеем были высоки, потому что я планировал украсть его, если бы не победил.
Godfellas
CGEF: Очевидно, что в эпизоде «Godfellas» поднимаются религиозные темы. Что есть религия для вас и как вы пришли к этому?
Кен: Я не верю в бога и никогда не верил в него. (В отличие от некоторых атеистов, я признаю возможность его существования, хотя в тоже время я думаю, что всё более или менее возможно). Я очень старался, чтобы в сценарии нигде не говорилось, что Галактическая Сущность (как мы ее назвали) была, по сути, Богом, и во время переделок сценария мне приходилось несколько раз буквально сражаться за это.
CGEF: Телевизионный канал Cartoon Network вырезал слово «Иисус» в фразе «О Зомби Иисуса!" из эпизода, показанного в 23:00, из-за того, что зрители в США чувствительны к таким вещам. Была ли дискуссия о том, создавать ли эпизод, который будет показываться в 19:00, в котором центральная тема — религиозная? При этом эпизод включает в себя некоторые «богохульные» моменты?
Кен: Я не припомню такого, потому что (см. предыдущий ответ) я считал, что мы ничего не говорим о Боге. (Нет ничего богохульного в том, что Бендер исполняет роль Бога. Дурной вкус — возможно, но ничего богохульного). Не думаю, что мы вызвали у кого-то чувство гнева. (В отличие от эпизода «The Series Has Landed», после которого мы получили злобное письмо от некой глупой дамы, которую разъярило то, что мы дезинформируем американских детей, т. к., по ее словам, все знают, что на Луне Солнце не заходит. Идиотка).
CGEF: Вы думаете, что фаны слишком глубоко «копают» эпизоды, разбирая отдельные моменты? Например, в «Godfellas» упоминается работа «Как говорил Заратустра» Ричарда Штрауса. Она названа после работы Ницше с тем же названием, в которой, наряду со многими идеями, есть знаменитая фраза «Бог умер». Получается, что вы все-таки лукавите?
Кен: Основываясь на том, что я видел в Интернете, могу сказать, что фаны «перекапывают» совершенно всё в каждом эпизоде (но на то они и фанаты). Использование нами названия «Как Говорил Заратустра», например, относится к «2001», и только. Вот и все.
По поводу излишне рьяных фанов. Как же так вышло, что кто-то из них узнал очень редкую композицию «Луны Юпитера» (автор Scruffy the Cat) из «двух-голового» эпизода («Put your head on my shoulders»), но, насколько я слышал, никто не узнал отрывок полонеза до-минор Шопена, который Бендер играет на пианино в эпизоде «Godfellas». Спрашиваю потому, что я сам играл на пианино в этом эпизоде, и надеялся, что какой-нибудь фанат решит, что это была запись игры знаменитого музыканта. Way to drop the ball, people. Я не большой фанат классической музыки, но Полонез — одно из двух произведений, которое я помню со времен уроков игры на пианино в детстве.
CGEF: Как много из того, что вы написали не вошло в эпизод? Не расскажете ли нам какую-нибудь вырезанную сцену, которую бы вы хотели видеть в этой серии?
Кен: Во время каждого повтора у меня сердце кровью обливается, когда вспоминаю моменты, не вошедшие в ту или иную серию. В «Godfellas» я вспоминаю небольшую интерлюдию, в которой Бендер приземляется на астероид из произведения Экзюпери «Маленький принц» и начинает сражаться с самим маленьким принцем. Эта драка заканчивается тем, что Бендера выстреливают из ружья, и он снова улетает в космос. Был вырезан также момент, в котором в сцене время восхождения на гору сначала переваливают за высоту, на которой еще могут расти деревья, а потом и за высоту, до которой еще существуют снежные бури. Но настоящей потерей я считаю сцену, в которой Бендер видит сон в торпедном аппарате, который я изначально написал для серии «The Honking» (сцена, в которой он приварен к стене). Сьюзи Диттер (Susie Dietter) — режиссер обеих серий — сделала превосходную работу, но вырезала эту сцену и там, и там. Я цитирую ее дословно, потому что мы приложили столько усилий, чтобы этот момент пошел в эфир:
Внутри торпедного аппарата
Бендер неспокойно спит, щиток опущен на глаза. Мы переносимся в сон.
Бендер (слышится шум, храп).
Мы смотрим глазами Бендера.
Внизу экрана мы видим внутренние часы Бендера отсчитывающие время с «11:59:56». В центре экрана виден заголовок меню «Выбрать сон» и две кнопки «Я — Наполеон» и «Я — Рок-звезда». Курсор выбирает пункт «Я — Рок-звезда». Изображение на экране сменяется на квадрат с надписью «Бендер» с грубо отрисованной гитарой на нем.
Квадрат с надписью «Бендер»: (монотонно) Е! Е! Е!
Экран гаснет и возникает надпись «Сон окончен».
Перспективы
CGEF: Исходя из информации телекомпании FOX, эпизод «The Devil's Hands are Idle Playthings», к которому вы написали сценарий, может оказаться заключительным. Вы специально выбрали этот эпизод, или просто никто не хотел взваливать на себя эту ношу?
Кен: Насколько я знаю, у нас никогда не было попыток выбрать себе какой-то конкретный эпизод, и никто не назначал эпизод кому-то. Когда подошла очередь создания эпизода 4ACV18, оказалось, что все уже писали сценарии к эпизодам в тот год, а я еще нет. Так что я не считаю, что мне надо было о чем-то раздумывать.
CGEF: Как вам кажется, у вас получился хороший эпизод?
Кен: Нет, но я никогда не бываю довольным созданными мной эпизодами. Со мной можно поспорить, но мне кажется, что лучший эпизод, созданный мной для ТВ, это — эпизод «Симпсонов» «Директор Скиннер — самозванец» («Principal Skinner is an Impostor»), который часто называют «Jump the Shark»-моментом в сериале.
CGEF: Спасибо за то, что ответили на наши вопросы. Желаем вам дальнейших успехов! |